Педагогические технологии

Исходя из специфики преподаваемых дисциплин, широко используется метод примеров, лабораторно – практический метод, метод проектов, элементы модульной технологии.

В каждом конкретном случае выбор приемов и методов обучения осуществляется с учетом необходимости формирования умений и навыков у студентов, реализации метапредметных связей, а также формируя у них понятия о дальнейшем применении полученных знаний в будущей профессиональной деятельности.

В своей педагогической деятельности использую следующие педагогические технологи:

Игровые технологии.

Через игровые технологии получается развивать в студенте новые не свойственные ему качества, и прививать контроль над своим поведением, поместив его в определенные обстоятельства.

Игра должна быть доступной, цель игры — достижимой, а оформление — красочным и разнообразным.

Обязательный элемент каждой игры — её эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовольствие от удачного ответа.

В играх проявляется элемент соревнования между командами или отдельными участниками игры. Это всегда приводит к повышению самоконтроля учащихся, к четкому соблюдению установленных правил и, главное, к активизации учащихся.

Цель технологии:

  • Развлекательная. Нацелена пробуждать интерес к процессу, развлекать и вдохновлять.
  • Коммуникативная. Это отличное поле для отработки базовых навыков. Целью задания является разговор, приводящий к общей цели.
  • Игротератевтическая. Проецирование трудностей разных сфер в заданную ситуацию.
  • Распознавательная. Зацикленность на самоизучении в ходе игровой деятельности.
  • Корректировочная. Игроки в процессе стараются найти возможные варианты развития событий, вводят положительные изменения в ситуацию.

Мною проводятся игры для проверки знаний, закрепления и актуализации знаний и умений: решение головоломок, кроссвордов, прохождение викторины.

С целью повышения познавательной активности и обеспечения индивидуального подхода к наиболее сильным и способным студентам применяется метод «Студент в роли преподавателя».

На практических занятиях по дисциплинам, связанных с построением чертежей, применяю деловую игру «Конструкторское бюро»: участникам 1, 2-й групп выдаются карты контроля — тест, в котором представлены вопросы по основным темам курса «Инженерная графика». Участники игры сами выбирают своего руководителя, но иногда им нужна рекомендация преподавателя. Начальники секторов раздают участникам задания — сборочные чертежи, за каждым закрепляется деталь (№ поз.), необходимо выполнить эскиз детали и согласовать его с начальником сектора. Участники самостоятельно, без помощи преподавателя, должны прочитать и разобраться в содержании задания, представить геометрию и технологию изготовления каждой детали, а затем сделать эскизы, рабочие чертежи и трехмерные модели деталей.

Технологии развития критического мышления (прием «толстые» и «тонкие» вопросы, прием «Метод Сократа»).

Прием «толстые» и «тонкие» вопросы способ организации взаимоопроса студентов по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает репродуктивный однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации.

На проводимом мной занятии техника представляется в виде устного блиц-опроса при актуализации и закреплении знаний по изучаемому предмету.

Приём направлен на реализацию сразу трёх целей, которые ставятся на любом занятии:

  • обучает студента на практике применять новые знания и соотносить их с уже полученными;
  • отрабатывает умение формулировать вопросы;
  • воспитывает уважение к различным мнениям и взглядам на одну и ту же проблему.

Метод Сократа удобен для применения и является полезным инструментом для преподавателя. Применение вопросного метода Сократа способствует развитию навыков независимого мышления у студентов и создает у них ощущение причастности к предмету изучения. Этот метод также приемлем для проведения беседы с обучающимися, нарушающими дисциплину во время учебных занятий.

На своих занятиях применяю «метод Сократа» в виде разделения мысли на маленькие звенья, и подачи каждой в форме вопроса, подразумевающего короткий, простой и заранее предсказуемый ответ. По сути, это редуцированный, хорошо организованный диалог с перехватом инициативы.

Технологии информационного обучения.

Активно применяю и внедряю информационно-коммуникационные технологии в преподаваемые предметы. Информационные технологии можно использовать для изучения теоретического материала, тренинга, в качестве средства моделирования и визуализации и т.д. Выбор зависит от целей, задач и этапа урока (объяснение, закрепление, повторение материала, проверка знаний и др.): электронные учебники, работа с виртуальными лабораториями, работа с интернет-сайтами, работа в программах двух и трехмерного моделирования, работа со специализированным ПО.

Мультимедийные технологии.

В мультимедийных технологиях применяю мультимедиа презентации; видеоролики и видеофрагменты; анимации, моделирующие физические процессы и методы построения чертежей.

При занятия самой распространенной формой применения ИКТ является мультимедиа презентация. Этот вид сопровождения занятия позволяет акцентировать внимание на самых главных элементах изучаемого материала, включить анимации и видеофрагменты. Кроме того, мультимедиа-презентации применяются обучающимися, при выступлении с докладами и сообщениями.

Особый интерес вызывает у обучающихся проведение на занятиях виртуальных лабораторных работ. Обучающиеся могут ставить необходимые компьютерные эксперименты для проверки собственных соображений при ответе на вопросы или решении задач. Выполнение компьютерных лабораторных работ требует определенных навыков, характерных и для реального эксперимента — выбор начальных условий, установка параметров опыта и т. д.

Тестирование.

Тесты являются наиболее эффективной и объективной формой оценивания знаний, умений и навыков, позволяющей выявлять не только уровень учебных достижений, но и структуру знаний, степень ее отклонения от нормы по профилю ответов студентов на тестовые задания.

На своих занятиях тестирование применяю и как инструмент измерения, и как учебную активность (тесты для самопроверки).

Тестирование внедряю как в мультимедиа презентацию (в виде интерактивной технологии), так и в традиционной форме посредством раздачи индивидуальных карт.

Здоровьесберегающие технологии.

Цель технологии – формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

С этой целью мной чередуются разные виды деятельности на занятии и применяются различные формы работы: групповая, парная.

Регулярно проводятся воспитательные часы о вреде курения, употребления алкоголя и наркотиков.

  • Технологии развивающего обучения.
  • Технологии интегрированного обучения.